Альтернативного проезда

Власти задумались сделать проезд по дорогам Москвы и Подмосковья платным. Насколько законна данная инициатива?| Новости общества

Альтернативного проезда

Эксперт прокомментировала «Московской газете» стратегию развития транспортной системы Московского региона до 2035 года

«Известия» сообщили о планах власти ввести платный проезд по дорогам Москвы и Московской области: такое решение предусматривает проект стратегии развития транспортной системы столичного региона до 2035 года. Правда, в Минтрансе РФ пояснили, что речь в данном случае идет об отдаленной перспективе – не ранее 2030 года, однако саму стратегию планируется утвердить уже в первом квартале года текущего.

Как пишет издание, документ предусматривает введение «гибкой платности за проезд по автодорогам Москвы и области». Основной посыл этой идеи – перераспределение по времени суток автомобильного потока и материальное стимулирование граждан на пользование общественным транспортом.

Плату за передвижение на личном автомобиле планируется взимать бесконтактным способом; речь идет о внедрении системы покилометровых платежей.

Отдельно в документе поясняется, что люди с низкими доходами должны «иметь возможность бесплатного проезда по платным участкам, например через организацию определенных временных интервалов».

Для отдельных категорий граждан проезд будет бесплатным вне зависимости от условий.

Авторы стратегии обосновывают свое предложение тем, что стоимость владения автомобилем в России одна из самых низких в мире: имеется в виду и транспортный налог, и акцизы на топливо, и стоимость парковки в крупных мегаполисах. В связи с этим внушительная часть расходов на содержание дорог оплачивается на общих основаниях из государственного бюджета, что не всегда позволяет обеспечивать требуемые темпы развития.

Насколько законно подобное предложение? Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко считает, что к его правовой стороне есть много вопросов.

«Сама потенциальная возможность введения платных автодорог предусмотрена ст. 7 ФЗ «Об автомобильных дорогах». Согласно ее нормам, допускается использование автомобильных дорог на платной основе и в отношении частных автомобильных дорог общего пользования, и касательно дорог федерального, регионального или муниципального значения.

При этом подчеркивается важный момент: вводя платную трассу, должна быть обеспечена возможность альтернативного бесплатного проезда транспортных средств, чтобы водители имели шанс решать, как они поедут (за деньги или по бесплатной трассе).

В позапрошлом году вступили в силу поправки, позволяющие строить платные трассы без бесплатной альтернативы на территории Крайнего Севера. Но, подчеркиваю, это сделано как исключение – для того, чтобы на Север в удаленные регионы пришли инвесторы и построили дороги, которых там никогда не было, и в ближайшее время не предвидится.

По общему же правилу безальтернативных платных дорог не допускается. Подозреваю, правда, что до 2035 года у депутатов есть все шансы поправить нормы, и водители окажутся в новой реальности», — рассказывает юрист.

В то же время, по мнению Екатерины Скосаренко, сейчас в ст. 2 и ст. 19 Конституции РФ закреплена обязанность государства соблюдать, обеспечивать и защищать принцип равенства граждан перед законом вне зависимости от социального, материального положения и других аспектов.

«Кроме того, есть еще и ст. 27 Конституции РФ, провозглашающая свободу передвижения.

О какой свободе передвижения может идти речь, если она будет обеспечена только тем, кто имеет возможность заплатить за эту свободу передвижения по дороге на своем автотранспорте? Что может повлечь реализация такой инициативы? Колоссальные затруднения на местах оплаты, а если использован открытый въезд с последующей оплатой, то провокацию автомобилистов к правонарушениям и замазыванию номеров, дабы уйти от имущественных последствий и штрафов. Также наши водители, очевидно, начнут создавать аварийно опасные ситуации в поисках объезда платных участков. Претензии по оплате, скорее всего, будут предъявлять к собственникам автотранспорта, при том, что водителем, который воспользовался платной услугой, может быть совсем другое лицо. В общем, концепция вызывает слишком много вопросов, даже не смотря на предусмотренной в ней «десерт» для остальных сограждан в виде бесплатного общественного транспорта. Разработчикам из Минтранса хочется адресовать вопрос: почему водители должны платить из своего кармана за бесплатность передвижения на общественном транспорте тех, у кого нет машины?» — резюмирует эксперт.

Можно предположить, что данная инициатива не вызовет ничего кроме раздражения экономически активной части общества (ее представители, как правило, и являются автомобилистами).

Впрочем, случаи введения странных налогов уже описывались в литературе: вспомним сказку «Чиполлино», где догадались взимать с граждан налоги на воздух, на проливной дождь, на гром с молнией.

Помните, чем это закончилось?

Источник: https://mskgazeta.ru/obshchestvo/yurist-ocenila-pravomernost-vvedeniya-platnogo-proezda-po-dorogam-moskvy-i-podmoskov-ya-7008.html

У платных дорог не будет альтернатив

Альтернативного проезда

Законопроект, разрешающий вводить плату за проезд по автодорогам Крайнего Севера (70% территории России входит в эту зону) даже при отсутствии альтернативного бесплатного объезда, доработан ко второму чтению.

Изначально предполагалось, что нововведение коснется только новых дорог, теперь же будет разрешено вводить плату на уже действующих трассах и мостах, отремонтированных на частные деньги.

Новые правила не коснутся владельцев легковых автомобилей и мотоциклистов — с них плату не возьмут, а вот собственникам грузовиков, скорее всего, придется раскошелиться.

Комитет Госдумы по транспорту и строительству рекомендовал принять во втором чтении новую редакцию поправок к закону «Об автодорогах и дорожной деятельности». Документ, разработанный Минтрансом и принятый в первом чтении в начале года, разрешает взимать плату за проезд на автодорогах (и мостах) Крайнего Севера при отсутствии альтернативного бесплатного проезда.

Существующий закон, напомним, содержит запрет на взимание платы, если нет бесплатного объезда. Например, для платной М11 бесплатной альтернативой является М10, для участков М4 — «Старая Каширка» и так далее.

Минтранс хочет снять ограничение для районов Крайнего Севера (на них приходится 70% территории России), где есть острая потребность в развитии дорожной сети. Бюджетных денег на дорожное строительство не хватает, частные инвесторы не приходят из-за ограничений закона, поэтому жителям приходится пользоваться зимниками и временными переправами.

Нефтегазовые и добывающие компании предприятия строят дороги для собственных нужд, но открыть для населения и взимать плату за проезд они не могут.

Ко второму чтению законопроект доработали.

Если в первой версии речь шла лишь о новых дорогах, то новая редакция разрешает вводить плату и на существующих трассах, реконструированных в рамках концессии или ГЧП-проекта.

Такой сценарий может быть в принципе применен к любой северной дороге (на Чукотке, в Якутии, Мурманской области), причем как регионального, так и федерального значения.

Платными также смогут стать мосты и путепроводы, построенные «с нуля» или реконструированные.

Отметим, что во время принятия поправок в первом чтении первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов уверял депутатов, что ранее введенных в эксплуатацию дорог законопроект не коснется.

На владельцев легковых авто и мотоциклистов нововведение не распространяется — с них плату за проезд не возьмут, даже если дорогу или мост построят полностью на частные деньги. Список льготных категорий транспортных средств может быть расширен постановлением правительства.

Речь может идти об автобусах, обслуживающих регулярные маршруты, такси, грузовиках, перевозящих определенные товары (депутаты предлагали прописать исключения прямо в законе, но комитет по транспорту решил, что решение должен принимать Белый дом).

После окончания концессионного соглашения проезд станет бесплатным для всех автомобилей.

Помогут ли 4,7 трлн руб. побороть бездорожье и аварийность

Читать далее

Поводом для разработки поправок стало обращение губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова в Минтранс: из-за существующих запретов невозможно построить и ввести в эксплуатацию платный километровый мост через реку Пур на Ямале.

Сейчас там действует платная переправа: перевозка 30-тонного грузовика стоит 38 тыс. руб. (по мосту будет вдвое дешевле), легковой машины — 100 руб. (по мосту будет бесплатно).

По данным Минтранса России, в регионах Крайнего Севера готовы еще 22 проекта с проработанными финансовыми моделями, частные компании готовы инвестировать порядка 400 млрд руб.

«Исполнительные органы власти субъектов не смогут просто взять и перевести автомобильную дорогу при отсутствии альтернативы в платный режим эксплуатации,— пояснили “Ъ” в пресс-службе Минтранса.

— Реализация дорожных проектов возможна только при заключении концессионного соглашения или соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве, то есть приведен ограниченный перечень инструментов».

В пресс-службе госкомпании «Автодор» (курирует федеральные проекты платных дорог) законопроект поддержали, заявив, что «готовы оказывать регионам содействие в подготовке проектов с учетом обширного опыта включая участие в непосредственной реализации». Комментируя поправку про платные мосты, в «Автодоре» заметили, что стоимость их строительства в районах Крайнего Севера «может быть крайне высокой, что требует понятного механизма возврата инвестиций».

Законопроект изначально задумывался для того, чтобы нефтегазодобывающие компании за счет населения могли вернуть деньги, вложенные в технологические дороги, пояснил координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

«Такое объяснение было бы честнее, чем сочинять сказки про ГЧП и заинтересованных инвесторов.

Государство потом скажет: вот вам, ребята, частная дорога, платите компании, а обязательства по развитию территории мы с себя снимаем»,— сказал господин Войтко.

Эксперт не исключил, что к моменту принятия законопроект обрастет уточнениями, которые позволят сделать все существующие дороги Крайнего Севера платными.

Отметим, что на этапе первого чтения законопроект не был поддержан многими депутатами. «Разрешить строить платные дороги — это значит обдирать и без того нищее население»,— говорил депутат Федот Тумусов.

Он считает, что добывающие компании нужно обязать выполнять «социальные функции, предоставлять и без того малочисленному населению возможность пользоваться построенной дорогой». После принятия закона власти вообще перестанут вкладываться в развитие бесплатных дорог, предполагал депутат Ярослав Нилов.

Закон принимается в интересах «ушлых людей, аффилированных с определенными властными структурами», отмечал депутат Николай Коломейцев: «То, что еще вчера было доступным для всех, сделают платным и начнут собирать деньги там, где вчера не собирали».

Иван Буранов

От чего зависит цена на платных автодорогах

Читать далее

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4032848

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.