Нарушение таможенного законодательства

Нарушение таможенного законодательства, последствия

Нарушение таможенного законодательства

        Всем нам хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться с пересечением таможенной границы.

Для кого-то это были туристические или служебные поездки, кто-то был вынужден переезжать на постоянное место жительства в    Россию из стран ближнего или дальнего зарубежья, а кто-то занимается поставками товаров и продовольствия в коммерческих целях и для них это является ежедневной работой. Таможенное законодательство очень объемное и сложное.

Его составляют помимо таможенного кодекса РФ многочисленные международные нормативно-правовые акты, постановления правительства, ведомственные приказы, инструкции и методические рекомендации. И вся эта масса нормативных документов постоянно меняется.

Для юридических лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, контролировать все изменения просто необходимо. С целью не допущения ошибок при ввозе, вывозе товаров или предметов для личного пользования, желательно обращаться к услугам таможенных брокеров, занимающихся оформлением таможенных деклараций.

Однако, не всем данные услуги по карману, и, кроме того, как показывает практика, ошибки нередко допускаются даже ими. И в таких ситуация необходимо обращаться к услугам квалифицированных адвокатов по таможенным делам, которые помогут досконально разобраться в сложившейся ситуации и примут необходимые меры к принятию законного решения либо желаемого для клиента результата.

      Нарушения таможенного законодательства могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.

В первом случае речь идет чаще всего о попытке уменьшения размера таможенных платежей и сборов, подлежащих уплате, путем указания в таможенных документах сведений не соответствующих действительности: о количестве товара, качественных характеристиках, таможенной стоимости и т.п., либо путем недекларирования товара или его части. Во втором, нарушители совершают правонарушения из-за незнания законодательства либо по невнимательности.

        И в первом и во втором случае за нарушения закона в таможенной сфере предусмотрена ответственность административная или уголовная. И санкции, установленные законодательством, очень суровые.

       Разграничение ответственности административной от уголовной определяется двумя основными факторами: формой вины – преступления в сфере таможенного законодательства совершаются только с умыслом, и размером нанесенного государству ущерба. Административным правонарушениям в таможенной сфере посвящена глава 16 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

      Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в сфере таможенного законодательства являются:

Статья 16.1 КоАП РФ Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации,

Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств,

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации,

Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений,

Статья 16.19. Несоблюдение таможенного режима,

Статья 16.21. Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины,

Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей.

      Своевременное привлечение адвоката к защите интересов граждан, должностных лиц или юридических лиц, при производстве расследования по делам об административных правонарушениях, позволяет не только снизить размеры уплаты таможенных платежей или стоимости незадекларированного товара, влияющей на размеры штрафных санкций, но и привести к прекращению дела об административном правонарушении по одному из оснований, предусмотренному КоАП РФ.

      Что касается преступлений в таможенной сфере, то к ним относятся:

Статья 188. Контрабанда,

Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники,

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран,

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте,

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

        Несмотря на то, что смысл правонарушений и преступлений в указанной сфере достаточно ясно следует из диспозиций вышеуказанных статей, нюансов привлечения к ответственности или освобождения от нее очень много, поскольку процедура оформления таможенных документов достаточно не простая.

Нередко таможенные органы в целях увеличения таможенных сборов или в целях улучшения своих показателей в работе правоохранительных подразделений предпочитают не разбираться досконально в сложившейся ситуации, а убедить несведующих в данной правовой области лиц, в том, что они виноваты и лучше заплатить штрафные санкции без оспаривания действий таможенных органов.

Между тем, как показывает практика, подразделения таможенных органов очень часто ошибаются в принятых решениях. Это касается как определения субъектов правонарушений, так и обстоятельств их совершения. В таможенном оформлении товаров зачастую принимают участие несколько лиц: отправитель, получатель, перевозчики, таможенный брокер.

В каждом случае необходимо устанавливать, кто конкретно, какие действия совершал, кто подписывал документы, имеется ли лицо, которое организовывало и контролировало действия всех.

        При совершении таможенных преступлений следственным органам необходимо собрать доказательства наличия прямого умысла на совершение инкриминируемого преступления.

       Автору данной статьи и в период работы в таможенных органах, и в период адвокатской практики неоднократно приходилось сталкиваться со случаями, когда несмотря на имеющую место объективную сторону состава преступления, усмотреть или доказать умысел на совершение преступления практически не возможно.

       В последнее время идет волна возбужденных уголовных дел по фактам контрабанды культурных ценностей, психотропных или сильнодействующих веществ, имеющих место при пересечении таможенной границы РФ туристами, беженцами или временными переселенцами из стран ближнего зарубежья.

Предметами преступлений, как правило, являются вещи, подпадающие под действие Закона РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей» и нормативно-правовые акты, утверждающие перечни и размеры наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ.

Но для того, чтобы определить, подпадают ли перемещаемые через таможенную границу РФ предметы под требования законов и нормативных актов, необходимо проведение соответствующих судебных экспертиз.

Данные преступления нередко совершаются людьми из-за незнания законов, когда в личном багаже или в контейнерах с вещами для личного пользования обнаруживают домашние иконы, старые книги, фотографии, таблетки или ампулы с лекарствами.

         В большинстве случаев, квалифицированным адвокатам защитникам по уголовным делам в таких случаях удается убедить органы предварительного следствия, дознания или суды в отсутствии состава преступления в связи с отсутствием преступного умысла на незаконное перемещение данных предметов через таможенную границу РФ.

        Очень важным моментом является правильность изъятия предметов таможенных правонарушений и документов, касающихся таможенного оформления, как на стадии таможенного контроля, так и подразделениями правоохранительного блока таможенных органов. От правильности совершения процессуальных действий, зависит, имеют ли данные предметы доказательственное значение или они получены с нарушением норм административного или уголовно-процессуального законодательства.

      Каждый случай является индивидуальным и к его рассмотрению необходимо подходить отдельно. Хочется надеяться, что законопослушным гражданам никогда не придется на собственном опыте испытать последствия привлечения к ответственности за совершение таможенных правонарушений или преступлений.

Лучше неоднократно уточнить у сотрудников таможенных органов как правильно заполнить декларацию, какие предметы необходимо отметить в декларации отдельно, как правильно произвести расчеты веса и количества перемещаемого товара и в какой форме и целях его лучше задекларировать.

И как показывает жизненный опыт, лучше своевременно обратиться за квалифицированной помощью специалистов, чем подтвердить известную всем поговорку – «скупой платит дважды».

Источник: https://Advokat-Kryuk.ru/prandarticles/articles/75

Административные таможенные правонарушения

Нарушение таможенного законодательства

Таможенным правонарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность, посвящена отдельная глава КоАП РФ. В составе этой главы Кодекса нарушениям таможенных правил выделено 24 статьи. Примечательно, что согласно статистике таможенных органов, большая часть дел об административных правонарушениях, возбужденных таможней, относится всего к 3 статьям.

Привлечение же к ответственности за нарушения таможенных правил по остальным статьям достаточно редкое явление. В каких же случаях таможня чаще всего привлекает к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела? Кого таможня привлекает чаще: физических или юридических лиц?

Административные правонарушения в области таможенного дела

Несмотря на то, что сфера административных правонарушений в таможенном деле достаточно узкая, по данной категории дел накоплена значительная правоприменительная практика.

Это объясняется, в том числе, и тем фактом, что привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства чаще всего касается случаев недекларирования либо недостоверного декларирования товаров и несоблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию ЕАЭС.

По статистике таможенных органов последних лет, порядка 50% дел об административных правонарушениях возбуждены именно по этим статьям: 16.2 и 16.3 КоАП РФ.

Также достаточно часто таможня возбуждает дела в следующих случаях:

  • при перемещении через границу физическим лицом наличных денежных средств без декларирования;
  • нарушения физическим лицом порядка временного ввоза или вывоза транспортных средств;
  • непредставление юридическими лицами в таможенный орган отчетности (например, при несдаче статистической формы о перемещении товаров через границу ЕАЭС)

Остальные статьи Кодекса, посвященные нарушениям таможенного законодательства, на практике применяются довольно редко. К ответственности за нарушения в сфере таможенного дела могут быть привлечены как физические или юридические, так и должностные или неустановленные лица.

Соотношение количества дел об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц практически равное. В отношении неустановленных лиц таможня возбуждает дела, как правило, лишь в 1-2% случаев от общего количества дел.

Административная ответственность за таможенные правонарушения для разных категорий лиц отличается.

Ответственность за правонарушения в сфере таможенного законодательства

Положениями Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность лиц за нарушения таможенных правил. В большинстве случаев речь идет об административном штрафе.

Помимо штрафа, в качестве меры административного наказания, применяется и конфискация товара.

При определении ответственности лица за нарушение, таможня руководствуется совокупностью факторов, поэтому санкции штрафа и конфискации могут применяться как раздельно, так и совместно.

Наиболее распространенной мерой административного наказания по таможенным делам является таможенный штраф.

Административный штраф за нарушение таможенных правил

В случае привлечения лица к административной ответственности в области таможенного законодательства наиболее частой санкцией со стороны таможни является назначение административного штрафа. Размер штрафа может быть как фиксированным, так и варьирующимся в зависимости от стоимости товара, который стал предметом административного правонарушения.

Именно размер штрафа вызывает опасения у лица, привлекаемого таможней к административной ответственности. Например, при привлечении лица к административной ответственности по ст. 16.

2 КоАП РФ – недекларирование либо недостоверное декларирование товаров – размер административного штрафа привязан к стоимости незадекларированного либо недостоверно задекларированного товара: штраф составит сумму от половины до двукратной стоимости товара.

Причем размер таможенного штрафа по данной статье одинаков как для физических, так и для юридических лиц.

Рекомендуем ознакомиться – “Что нужно декларировать при въезде и выезде из России?”

Очевидно, что при стоимости спорного товара, например, в 100 тысяч рублей, грозящий штраф в размере от 50 до 200 тысяч рублей – достаточно серьезный повод для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

По статьям, предусматривающим фиксированный размер штрафа, гражданам, как правило, назначается штраф на порядок меньший, чем юридический лицам.

Так, например, таможенный штраф для физических лиц за незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами составляет сумму от 1500 до 2500 рублей, а для юридических лиц – от 50000 до 300000 рублей.

С недавнего времени стала возможна оплата таможенного штрафа через «Госуслуги».

В отдельных случаях возможна оплата таможенного штрафа со скидкой. Оплата таможенного штрафа с 50% скидкой на данный момент возможна только по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена 12 главой КоАП РФ.

Оплата административного штрафа с 50% скидкой в течение 30 дней с момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, например, за недекларирование или недостоверное декларирование товаров, невозможна.

Вынесению штрафа, как мере административного наказания за правонарушения в сфере таможенного дела, предшествует комплекс мероприятий таможенных органов по ведению производства по административному делу.

Производство по делам о таможенных правонарушениях

Производством по делам об административных правонарушениях, как правило, занимается ОАР таможни – отдел административных расследований. Действующим законодательством Российской Федерации установлено 3 формы ведения производства по делам об административных правонарушениях:

  • общий порядок административного производства;
  • специальный порядок;
  • упрощенный порядок

Решение об избранной форме производства остается за лицом, наделенным правом возбуждать дела об административных правонарушениях в данной сфере.

Можно сказать, что на практике в отношении юридических лиц обычно применяется специальный порядок производства, в то время как в отношении физических лиц – общий или упрощенный порядок.

Каждой форме административного производства соответствует тот или иной процессуальный документ:

  • протокол об административном таможенном правонарушении;
  • определение о возбуждении дела об административном таможенном правонарушении;
  • постановление о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, постановление-предупреждение

Протокол таможни об административном таможенном правонарушении

Общий порядок административного производства по таможенным делам предполагает вынесение таможенным органом протокола об административном таможенном правонарушении. Протокол таможней может быть вынесен немедленно в момент выявления факта предполагаемого правонарушения либо составлен в ходе административного расследования.

По своей сути, таможенный протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором зафиксированы все обстоятельства совершения правонарушения, доказательства факта его совершения и вины лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.

По результатам рассмотрения протокола уполномоченным лицом таможни выносится уже постановление о привлечении лица к ответственности.

В отличие от общего порядка административного производства по таможенным делам, в рамках которого оно сводится к протоколу и постановлению, специальный порядок предусматривает вынесение не протокола, а определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Определение о возбуждении дела о таможенном правонарушении

Вынесение таможней определения об административном правонарушении означает избрание инспектором специального порядка ведения производства по делу об административном правонарушении.

Определение таможенного органа о возбуждении административного дела предполагает, что для установления всех обстоятельств дела необходимо проведение административного расследования таможенного правонарушения.

Административное расследование правонарушений в сфере таможенного дела

Расследование административных правонарушений таможенными органами требует времени для установления всех фактов совершения правонарушения. Сотрудники ОАР таможенного органа в рамках производства по делу предпринимают меры по проверке и установлению всех обстоятельств совершенного административного правонарушения, к таким мерам, в частности, могу относиться:

  • изъятие проб и образцов товара;
  • полное изъятие или арест товара;
  • проведение товароведческой экспертизы (например, для оценки стоимости товара с целью установления размере штрафа);
  • вызов лица для участия в составлении протокола об административном таможенном правонарушении

При проведении административного расследования инспектор таможни должен четко установить все составляющие правонарушения:

  • объект правонарушения – те общественные отношения, в отношении которых было направлено деяние;
  • субъект правонарушения – лицо, виновное в совершении правонарушения в области таможенного дела;
  • объективная сторона – место, время, способ совершения противоправного деяния;
  • субъективная сторона – вина и умысел субъекта при совершении административного правонарушения в сфере таможенного дела

Очевидно, что в ходе административного расследования лицу, привлекаемому таможней к ответственности, необходимо представить свою правовую позицию, при необходимости направить письменные пояснения и ходатайства в таможню.

Непредставление своей правовой позиции по делу грозит не только максимальными штрафами, но и существенно снижает шансы на успех при дальнейшем судебном обжаловании.

Так, например, при проведении таможенной экспертизы товар нередко оценивается в стоимость, значительно превышающую рыночную, что в конечном итоге может существенно увеличить и размер штрафа по делу. Соответственно, в процессе административного расследования необходимо внимательно знакомиться со всеми имеющимися в материалах дела документами и при необходимости реагировать на их содержание.

Как правило, фактический срок расследования составляет 2-4 месяца. Максимальный же срок проведения административного расследования по законодательству не может превышать 6 месяцев.

По результатам проведения расследования таможенным органом выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Постановление об административном правонарушении

Постановление таможенного органа о привлечении к административной ответственности – процессуальный документ, в рамках которого определяется мера наказания за совершенное таможенное правонарушение. Постановление таможни ставит точку в проведении административного расследования и рассмотрения дела.

При упрощенном порядке производства по делу по отдельным видам административных правонарушений таможня имеет право сразу выносить постановление-предупреждение.

Данная возможность предполагает отсутствие общественной опасности, признания вины лицом, привлекаемым к ответственности, и его готовность оплатить таможенный штраф на месте (при условии, что мерой административного наказания является штраф).

К таким случаям относятся, в частности, административные правонарушения по ст. 16.5 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела несогласно с фактом его привлечения или с избранной ему таможней мерой административного наказания по делу, постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано.

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Обжалование постановления таможни о привлечении к административной ответственности возможно в течение 10 дней с даты фактического получения текста постановления, то есть ознакомления с текстом.

При обжаловании постановления таможенного органа следует учесть тот факт, что успех обжалования во многом будет зависеть от качества проведенного таможней ранее административного расследования по делу.

В отдельных случаях допущенные таможенными органами ошибки в ходе производства по делу об административном правонарушении позволяют признать постановление незаконным и отменить его.

При этом отметим, что качество работы таможни в последние годы значительно выросло, процессуальных ошибок и недочетов практически не допускается, в связи с чем при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности чаще всего работа юристов направлена на меру наказания.

Практически по всех случаях обжалования постановления таможни нашими юристами, им удается добиться назначения либо минимально возможного штрафа либо штрафа «ниже низшего», то есть ниже минимального значения, установленного законодательством.

Результативность обжалования и успех ведения дела об АП на таможне также во многом зависит от действий лица, привлекаемого к административной ответственности, предпринятых им на этапе расследования.

Очевидно, что участие опытного таможенного юриста на этапе ведения производства по делу в таможне значительно повышает шансы как на дальнейшее обжалование, так и на назначения таможней минимально возможного наказания.

В ряде случае, например, при неуплате в результате недостоверного декларирования товаров таможенных платежей на сумму свыше 2 миллионов рублей, помимо административной ответственности, лицу грозит и привлечение к уголовной ответственности.

Вне зависимости от тяжести грозящих последствий возбуждение дела об административном правонарушении в сфере таможенного законодательства – серьезный повод внимательно отнестись к участию в нем.

Помимо финансовых потерь в виде штрафа, а иногда и конфискации товара, привлечение к ответственности в сфере таможенного дела может повлечь за собой неочевидные негативные последствия в будущем, такие как, например, повторность привлечения.

Источник: https://xn--80aeai2cdh2i.xn--p1ai/articles/administrativnye-tamozhennye-pravonarusheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.