Взыскание утс по осаго судебная практика

Содержание

Примеры из судебной практики по УТС по ОСАГО

Взыскание утс по осаго судебная практика

К УТС относят – утрату товарной стоимости автотранспортного средства, побывавшего в сложном ДТП со средними или тяжкими последствиями.

Такой критерий очень сильно влияет на последующую продажу автомобиля, а также определение статуса автомобиля, как объекта страхования по обязательному автогражданскому направлению.

Например, авто, которое потеряло товарную ценность, теряет одновременно также и возможность быт застрахованным. После многочисленных споров, законодатели недавно утвердили стандарт – УТС приравнивается к реальному ущербу, подлежащему возмещению.

В каких случаях дело доходит до суда

Можно решать все вопросы, не доводя до судебного разбирательства. Для этого автовладельцу следует обратиться к своему страховщику, либо страховщику виновной в аварийном столкновении стороны.

Хотя на сегодня функции страховых компаний налажены настолько четко, что теперь нет необходимости тревожить страховщика водителя-виновника. Достаточно написать заявление в свою страховую компанию с просьбой, получить взыскание УТС по ОСАГО.

Если фирма не против, то и до судебной процедуры дело не дойдёт. В случае же обратной реакции – необходимо провести досудебные попытки разрешения проблемы.

Всего выделяют несколько основных причин, почему появляется необходимость обращаться в судебную инстанцию, чтобы получить суммы утраченной товарной цены машины:

  1. Страховщик наотрез отказывается принять заявление автовладельца, где выражена просьба об УТС по ОСАГО.
  2. Компания приняла на рассмотрение заявление или претензию, но выполнять отказалась – ответ не присылает.
  3. После поданной претензии (или заявления) клиент получает необоснованный отказ.
  4. В ответ на претензию прислан обоснованный отказ, но страхователь-клиент с ним не соглашается.
  5. Страховщик недоплатил компенсационные суммы.
  6. Получено согласие после рассмотрения претензии, но наблюдается задержка в выплатах.
  7. Водителю вменяют вину, тогда как есть веские доказательства его невиновности в ДТП и что он, наоборот, является пострадавшей стороной.
  8. В сумме с иными видами сумм (ущербов) компенсация не превышает самую большую сумму выплат, который установлен по закону, но страховщик утверждает обратное.
  9. Машина не старая и не имела большого износа (более 50-60%), но страховая компания настаивает на обратном.
  10. Страховщик отказывается признавать законодательный постулат о том, что УТС – э то реальный ущерб, подлежащий восполнению в денежном выражении.

При этом страховая компания обязательно обратит внимание на характер повреждений, действительно ли они влияют на ценность автомашины.

Так, специалисты отмечают основные нюансы повреждений, которые однозначно тянут на компенсирование в виде выплаты сумм УТС:

  • искривление геометрии кузова, которые легко определить даже невооруженным глазом;
  • поломки выявлены по результатам экспертизы и причиной тому установлено автодорожное происшествие, либо неправильно проведенного ремонта;
  • внешний вид автомобиля сильно ухудшен;
  • уровень эксплуатационных характеристик существенно снизился;
  • невозможность проведения ремонта без замены ключевой детали так, чтобы это не повлияло на работу всей машины в целом.

Повреждения, повлекшие за собой искривленную геометрию кузова, могут возникнуть как из-за механического воздействия, так и химического.

Какой суд принимает решения

Все действия страховщиков могут рассматриваться в судебных инстанциях общей юрисдикции. В большинстве случаев практика осуществляется в апелляционных судебных инстанциях.

В судопроизводстве обязательно учитываются Постановления Пленумов Верховного Суда (напр., Постановление от января 2015 года, п. 29). Обращаться должен не виновник аварии, а пострадавший, которому полагаются компенсационные выплаты от страховой организации.

Мировой суд, учитывает повреждения автомобиля, определяет степень вины, тяжести причиненного ущерба. Это первая инстанция, которая выносит обычно меру наказания виновной стороне.

Пакет необходимых документов

Сразу следует отметить, что результаты независимых экспертных оценщиков приниматься во внимание уже не будут страховыми компаниям. Так определено после введения новых стандартов в закон РФ.

Но такая экспертиза практикуется в тех случаях, когда страховщики дают сами одобрение на то, чтобы автовладелец обращался к тому или иному оценщику.

В любом случае, согласен страховщик или нет, заключение оценщика необходимо для будущих расчетов величины суммы по УТС.

Чтобы беспрепятственно была получена выплата ущерба, необходимо заранее подготовить нужные документы, которые должны быть приняты на рассмотрение судебными служащими:

  1. Заявление-иск. Его лучше всего составлять у автоюриста на специальном бланке с учетом всех правил процессуального российского законодательства.
  2. Персональные документ истца – паспорт гражданина РФ, водительское удостоверение.
  3. Бумаги на машину – ПТС, СТС, диагностическая карта, договор купли-продажи.
  4. Документация, которая была оформлена сотрудниками ГИБДД – постановления, справка по ДТП, извещения, копия протокола об административном правонарушении, где установлен виновник случившегося.
  5. Полис обязательного страхования – ОСАГО (можно предоставить договор).
  6. Копия претензии или заявления, которое водитель подавал на имя руководства страховой компании. На документе обязательно должна быть проставлена отметка о принятии канцелярией бумаги к рассмотрению.
  7. Письменный ответ от страховой фирмы, который она дала на претензию (или заявление).
  8. Заключение независимого эксперта о сумме и характере повреждений, а также размере утраченной товарной ценности автомобиля.
  9. Договор о том, что были предоставлены услуги экспертным оценщиком.
  10. Акт о проведении независимой экспертизы.
  11. Акт о том, что страховой случай наступил и был признан страховой компанией.
  12. Расчеты УТС, проведенные самостоятельно автомобилистом, при помощи юриста, эксперта-оценщика, либо самой страховой организацией.
  13. Определение суда (мирового) – выписка. Здесь документ полезен тем, что в нем указывается размер причиненного ущерба имуществу пострадавших.
  14. Квитанция о совершенной оплате госпошлины по судебным издержкам.

Иногда может потребоваться предоставить полис КАСКО, если он есть. Может выявиться, что по условиям страхового соглашения добровольного вида автострахования, есть возможность возместить УТС по КАСКО.

Тогда этот полис будет служить источником возмещения, а не страховая компания, выдавшая полис ОСАГО. Во многом здесь большую роль играют условия, указанные в страховых договорах.

Обжалование решений

Не все иски удовлетворяются в пользу потерпевшего, автомобилистов – невиновных участников ДТП. Одни выносятся с положительным результатом для страховых компаний, другие – же в интересах собственников авто.

В процесс подключают следующие процедуры:

  • назначение повторной экспертизы по рыночной стоимости автомобиля;
  • повторное исследование на предмет скрытых повреждений, либо уровня износа машины, который был еще до аварии;
  • анализ всей документации и вторичные расчеты размеров УТС.

Кроме этого, еще делают перерасчеты с учетом тех сумм, что уже были выплачены страховым компаниями. Обращается внимание на возраст автомобиля, который не должен быть более 5 лет (для отечественных машин). При этом износ не должен составлять более 35-40%.

Самостоятельно подавать иски и вести дело гражданин, конечно же, может – закон не воспрещает. Но здесь нужен опыт юриста.

Поэтому подготовкой возражений, либо обжалований вынесенных судебных решений, занимаются обычно автоюристы или адвокаты. То же самое касается и страховых компаний, нежелающих платить компенсацию – они обращаются к юристам.

Чтобы ближе понимать, как на практике срабатывают все положения, которые были недавно внедрены в российское законодательство, следует рассмотреть несколько примеров судебных решений.

По мнению специалистов правовой сферы, судебные инстанции решают в пользу водителей дела даже тогда, когда в договоре страхования ничего не было сказано о возмещении УТС.

Но полис обязательно должен быть по обязательному автострахованию гражданской ответственности. В таких случаях судьи опираются больше на Гражданский Кодекс России и Постановления Верховного Суда.

Пример 1

Сентябрьское постановление суда 2017 года, г. Чебоксары Чувашской Республики – №33-4312/2017 от 25.09.17г. (апелляция).

Неудовлетворенное ранее требование, которое предъявил суду истец, пересмотрено. Требование заключалось в том/, чтобы страховщик возместил пострадавшей стороне УТС по договору страхования.

В договоре не указывались такие условия. Но постулаты Гражданского Кодекса дали суду право определить решение суда в пользу истца.

В законе говорится, что УТС следует приравнивать к реальному ущербу (п.29 Постановления №2 Пленума ВС РФ).

Была утверждена сумма, а также требование страховщикам вернуть её пострадавшему в ДТП на основании того, что российское законодательство рассматривает утрату товарной стоимости в качестве реального ущерба, подлежащего возмещению.

Пример 2

Определение по делу №77-КГ16-12 от 24.01.2017 г, г. Москва (кассация).

После получения частичной выплаты страховщиком потерпевшему в ДТП лицу, после ремонта авто, было подано новое требование. Страхователь просит страховую компанию заплатить полный размер УТС, а не частичный.

Источник: http://avtopravozashita.ru/uts/sudebnaja-praktika-po-uts-po-osago.html

Решение суда о взыскании утраты товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов № 2-5506/2017

Взыскание утс по осаго судебная практика

01

Консультация юриста автоюриста бесплатно

Задать вопрос юристу

02

Бесплатная горячая линия

8 800 350 85 78

03

Найти судебную практику

Поиск судебных решений

Дело №2-5506/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2017 года                          город Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчурина О.В., при секретаре Рашитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ясинской И. О. к Публичному акционерному обществу страховая компания «Росгосстрах» о взыскании утраты товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Ясинская И.О. обратилась в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах». В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ между страхователем Ясинской И.О. и ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор имущественного страхования КАСКО, полис серии СБ 02 №. По данному договору страхования был застрахован автомобиль , г.р.з. №, принадлежащий Ясинской И.О. на праве собственности.

В период действия договора страхования, ДД.ММ.ГГГГ произошел страховой случай. В результате ДТП автомобилю , г.р.з. №, были причинены механические повреждения.

ДД.ММ.ГГГГ Ясинская И.О. обратилась к ответчику по страховому случаю. Способ страхового возмещения, согласно договору страхования определен в виде направления поврежденного транспортного средства на станцию технического обслуживания. В соответствии с договором КАСКО автомобиль , г.р.з. №, был направлен на СТОА.

ДД.ММ.ГГГГ по инициативе истца ИП Е была произведена независимая экспертиза, в соответствии с которой величина утраты товарной стоимости автомобиля составила рублей. Расходы по оплате услуг оценщика составили рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ответчику была направлена претензия с требованием выплатить величину утраты товарной стоимости в размере рублей, а так же стоимость услуг оценщика ИП Е в размере рублей. Поданная истцом претензия о выплате страхового возмещения была получена ПАО СК «Росгосстрах», страховое возмещение по выплате УТС не произведено.

Истец просит суд взыскать с ответчика величину утраты товарной стоимости автомобиля в размере рублей, моральный вред в размере рублей, штраф в размере 50% от суммы присужденной судом, неустойку в размере рубля, расходы по оплате услуг оценщика ИП Е в размере рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере рублей.

В силу ст. 167 ч. 5 ГПК Российской Федерации, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении ими копий решения суда.

В судебное заседание истец Ясинская И.О. не явилась, извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца по доверенности Идрисов В.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика ПАО СК «Росгосстрах» не явился, извещен надлежащим образом, суду представлен отзыв относительно заявленных требований, в котором представитель ответчика просит отказать в иске, так как УТС по условиям договора страхования не подлежит выплате. Доказательств причинения ответчиком истцу нравственных и физических страданий и наличия оснований для взыскания компенсации морального вреда не предъявлено. Неустойка и штраф не соразмерны заявленным требованиям, просит снизить их по ст. 333 ГК РФ. Расходы на представителя завышены.

В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия не явившихся лиц.

Изучив и оценив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО СК «Росгосстрах» и Ясинской И.О. заключен договор имущественного страхования, полис серии СБ 02 №, в отношении автомобиля , г.р.з. №.

Выгодоприобретателем по договору по риску «Угон (Хищение)» и «Ущерб» (в случае полной фактической или конструктивной гибели ТС) является Банк , по риску «Ущерб» (в случае повреждения ТС) – собственник, способом страхового возмещения установлен ремонт на СТОА по направлению страховщика.

ДД.ММ.ГГГГ, в период действия договора имущественного страхования, произошел страховой случай. В результате ДТП был поврежден автомобиль , г.р.з. №, принадлежащий истцу, в связи с чем, произошла утрата его товарной стоимости в размере рублей, что подтверждается представленным суду истцом экспертным заключением ИП Е от ДД.ММ.ГГГГ.

Претензия истца о выплате УТС автомобиля оставлена ответчиком без удовлетворения.

В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Согласно пункту 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне, либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре (пункт 2).

Правила страхования, являясь в силу пункта 1 статьи 943 кодекса Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью договора страхования, не должны в соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ содержать положений, противоречащих гражданскому законодательству и ухудшающих положение страхователя по сравнению с установленным законом.

Действительно, согласно п. 2.13 Правил добровольного страхования транспортных средств № 171 ПАО СК «Росгосстрах», в перечень ущерба, подлежащего возмещению по договору страхования, не входит ущерб, вызванный УТС ТС.

Однако, оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения, предусмотренных ст. ст. 961, 963, 964 ГК РФ, не имеется, а договор страхования в части, ущемляющей права истца как потребителя, недействителен.

Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления (п. 1).

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (п. 2).

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» разъяснено, что страховой случай включает в себя опасность, от которой производится страхование, факт причинения вреда и причинную связь между опасностью и вредом.

Исходя из изложенного страховым случаем по договору страхования имущества является наступление предусмотренного договором страхования события, причинившего утрату, гибель или повреждение застрахованного имущества.

01

Консультация юриста автоюриста бесплатно

Задать вопрос юристу

02

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 85 78

03

Заявки принимаем круглосуточно, юрист перезвонит через 10 минут

Цены на услуги юриста автоюриста

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Источник: https://advocate-service.ru/sud-praktika/grazhdanskie-dela/iski-o-vozmeschenii-uscherba-ot-dtp/reshenie-suda-o-vzyskanii-utraty-tovarnoj-stoimosti-avtomobilja-povrezhdennogo-v-rezultate-dorozhno-transportnogo-proisshestvija-neustojki-kompensatsii-moralnogo-vreda-shtrafa-sudebnyh-rashodov--2-55062017.html

Утс по осаго: возмещение утраты товарной стоимости автомобиля

Взыскание утс по осаго судебная практика

В определенных случаях потерпевший в ДТП может рассчитывать на компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля, пострадавшего в аварии. В статье расскажем о возможности получения УТС по ОСАГО, по какой методике проходит расчет утраченной товарной стоимости, как получить выплату с примерами из судебной практики.

Что такое УТС автомобиля по ОСАГО

Утрата товарной стоимости автомобиля– это уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. О том, как рассчитывается УТС автомобиля по ОСАГО, будет рассказано ниже. При отсутствии у виновника ДТП страхового полиса ОСАГО (в том числе в случае его подделки), взыскивать УТС придется с виновника аварии.

УТС по ОСАГО: Верховный Суд

По поводу возмещения утраты товарной стоимости по ОСАГО высказался Верховный Суд РФ (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), который отнес УТС к реальному ущербу:

«К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости».

При этом утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО «подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства, в установленном законом пределе страховой суммы».

О возможности выплаты УТС по ОСАГО указано в пункте 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018): «В случае повреждения транспортного средства утрата его товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей к нему».

Выплата УТС по ОСАГО: закон

В настоящее время Закон об ОСАГО не содержит такого понятия как «утрата товарной стоимости». Разъяснения о том, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению наряду с восстановительным ремонтом, дал Верховный Суд.

В настоящий момент Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства не содержит порядок действий по определению утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Поэтому эксперты для расчета УТС руководствуются другими методиками, в частности, так называемой «методикой Минюста».

Отметим, что УТС не учитывается при определении «статистической погрешности» в 10%, предусмотренной пунктом 3.

5 Единой методики ЦБ РФ по ОСАГО: «утраченная товарная стоимость поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия транспортного средства не подлежит учету при определении наличия либо отсутствия 10-процентной статистической достоверности, поскольку Единой методикой предусмотрено установление только стоимости восстановительного ремонта и запасных частей транспортного средства безотносительно к размеру утраченной товарной стоимости» (п. 21 Обзора Верховного Суда РФ).

В каких случаях выплачивается УТС по ОСАГО

Итак, в настоящий момент для расчета утраты товарной стоимости автомобиля (по ОСАГО в том числе) используется «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» ФБУ РФЦСЭ при Министерстве Юстиции Российской Федерации от 1 января 2018 года. Когда же определяется УТС?

УТС может быть рассчитана для транспортных средств, находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения). Т.е. возмещение УТС по ОСАГО после ремонта возможно.

Обратимся к «методике Минюста» (пункт 8.3 части 2) и выясним, в каких случаях утрата товарной стоимости транспортного средства не рассчитывается:

а) если срок эксплуатации легковых автомобилей превышает 5 лет;

б) если легковые автомобили эксплуатируются в интенсивном режиме, а срок эксплуатации превышает 2,5 года;

в) если срок эксплуатации грузовых КТС (колесных транспортных средств – далее КТС) превышает 3 года;

г) если срок эксплуатации грузовых КТС, выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов (генераторы, передвижные мастерские и т.п. техника, установленная на шасси грузовых автомобилей и др.), превышает гарантийный срок;

д) если срок эксплуатации автобусов превышает 1 год для автобусов, работающих в интенсивном режиме эксплуатации, и 3 года — для прочих автобусов;

е) в случае замены кузова до оцениваемых повреждений (за исключением кузова грузового КТС, установленного на раме за кабиной);

ж) если КТС ранее подвергалось восстановительному ремонту (в том числе окраске — полной, наружной, частичной; «пятном с переходом») или имело аварийные повреждения, кроме повреждений, указанных в пункте 8.4;

з) если КТС имело коррозионные повреждения кузова или кабины на момент происшествия.

Таким образом, в действующей методичке Минюста нет пункта об отказе от расчета УТС в зависимости от наличия установленной величины износа (такое условие содержалось в методических рекомендациях Минюста, действующих до конца 2018 года). Но в возмещении УТС по ОСАГО Вам, скорее всего, откажут, если будет установлено наличие повреждений до аварии. При наличии некоторых повреждений расчет УТС все же будет проводиться (подробнее об этом – здесь).

Если страховая компания откажет в возмещения УТС по ОСАГО, Вы можете обратиться в суд

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО: расчет

Обратимся к методике Минюста и выясним, как рассчитать УТС по ОСАГО.

Величина УТС определяется на дату оценки (исследования) по формуле:

Сутс = Сктс * ∑ Кутсi/100% , руб.

Где Cктс — стоимость КТС на дату оценки (исследования), руб.;

Кутсi — коэффициент УТС по i-му элементу КТС, ремонтному воздействию, %.

Значения коэффициентов УТС определены по результатам экспертной практики и приведены в приложении к Методике

Входит ли УТС в лимит по ОСАГО 400000 рублей

В страховую сумму 400000 руб., в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая, обязуется возместить потерпевшему причиненный вред имуществу, входит утрата товарной стоимости автомобиля.

В том случае, если страхового возмещения будет недостаточно для возмещения полной суммы убытков, потерпевший за возмещением УТС и стоимости восстановительного ремонта без учета износа может обратиться к виновнику аварии.

Заявление на УТС по ОСАГО

В настоящий момент страховые компании, как правило, в добровольном порядке не компенсируют утерю товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. О возможности выплаты УТС по ОСАГО на основании заявления на возмещение УТС узнайте в Вашей страховой компании. В большинстве случаев УТС со страховщика взыскивают через суд.

Как получить УТС по ОСАГО

Если потерпевший считает, что ему положена выплата утраты товарной стоимости по ОСАГО (например, если автомобиль новый, без повреждений до ДТП), он может сам организовать проведение независимой экспертизы. Далее необходимо направить страховщику досудебную претензию. При отсутствии выплаты потерпевший имеет право обратиться в суд. Об особенностях компенсации УТС по КАСКО можно прочитать здесь.

Судебная практика по УТС по ОСАГО

Несогласный с размером выплаты по ОСАГО потерпевший обратился к независимому эксперту для определения стоимости восстановительного ремонта и расчета утери товарной стоимости автомобиля.

Страховой выплаты после отправки претензии не последовало, и потерпевший подал исковое заявление в суд.

Надо иметь в виду, что судом в подобных случаях может быть назначена судебная экспертиза, и размер УТС может быть уменьшен (Решение Новокубанского районного суда (Краснодарский край) от 30 октября 2018 г. по делу № 2-853/2018).

Источник: https://just-ice.info/2019/05/28/uts-po-osago/

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Взыскание утс по осаго судебная практика

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.