Закон об электронном полисе осаго

Содержание

Госдума приняла закон о равном статусе бумажного и электронного полиса ОСАГО

Закон об электронном полисе осаго

МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, отменяющий запрет на перестрахование в ОСАГО, уравнивающий статус бумажного и электронного полисов “автогражданки” и вводящий возможность электронного оформления европротокола. Закон был инициирован правительством РФ.

Документ вводит единый подход к заключению договора ОСАГО на бумажном носителе и в виде электронного документа, после чего станет необязательным предъявление на дорогах бумажной распечатки полиса ОСАГО. Проверить наличие договора ОСАГО станет возможно любыми иными способами, в том числе с мобильного устройства, через обращение к информационной базе данных.

Страховой полис может быть представлен для проверки сотрудниками полиции на бумажном носителе, а в случае заключения электронного договора – в виде электронного документа или его распечатки, следует из текста закона.

Документ также предусматривает исключение двойного учета полисов в системах и отчетности страховщиков и присвоение уникальных порядковых номеров полисам каждого страховщика.

Электронный европротокол

Закон предусматривает возможность заполнения водителями в электронном виде извещения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), оформленного без участия сотрудников полиции – европротокола.

Предполагается, что извещение о ДТП может быть составлено с использованием данных с единого портала госуслуг по форме, установленной Банком России. Ранее Российский союз автостраховщиков сообщал, что эксперимент по оформлению ДТП с помощью электронного европротокола через мобильное приложение стартует 1 сентября.

Кроме того, закон предполагает, что ненаправление виновником ДТП своего экземпляра европротокола не будет основанием для регрессного требования к виновнику. Сейчас, если виновник ДТП не направляет свой экземпляр европротокола страховщику, компания может предъявить ему требование о возмещении вреда.

Отмена запрета на перестрахование

Законом также отменяется запрет на перестрахование в ОСАГО. При этом перестрахование рисков ОСАГО будет правом, а не обязанностью страховщика.

Сейчас ОСАГО остается единственным видом имущественного страхования, который не предусматривается к передаче в перестрахование, отмечали ранее в Минфине.

Уточнение порядка компенсационных выплат

Документ также запрещает предъявлять регрессные требования по ОСАГО к пешеходам, получившим травмы в результате ДТП, а также к наследникам и родственникам погибших пешеходов, и в целом уточняет порядок компенсационных выплат по ОСАГО (когда фонд Российского союза автостраховщиков платит по обязательствам ушедших с рынка компаний).

Кроме того, законом предусмотрено реформирование “зеленой карты”, которое позволит иностранным гражданам покупать полисы в электронном виде, а таможне – проверять их наличие.

При проведении независимой технической экспертизы транспортного средства экспертами-техниками будут признаваться исключительно прошедшие профессиональную аттестацию и внесенные в госреестр экспертов-техников физические лица. Профессиональную аттестацию и ее аннулирование осуществляет межведомственная аттестационная комиссия, создаваемая Минтрансом России.

Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Электронный полис защитит от “липовых” страховщиков

Председатель Госдумы Вячеслав Володин ранее отмечал, что инициатива носит комплексный характер и позволит облегчить жизнь водителям. “Это нововведение упростит автомобилистам жизнь, – уверен он. – Больше не нужно будет возить полис с собой, достаточно знать его номер. К тому же электронный полис ОСАГО – не только требование современной жизни, но и защита от “липовых” страховщиков”.

Кроме того, сотрудники таможни смогут проверять наличие ОСАГО либо международной страховки у въезжающих в Россию на своих автомобилях иностранцев.

“Взыскать с незастрахованного виновника аварии без российского гражданства компенсацию ущерба в ДТП очень сложно, – сообщил Володин.

– Эта норма особенно актуальна в отношении граждан сопредельных с Россией стран, с которыми у нас упрощенный порядок пересечения границы”.

Спикер Госдумы коснулся также норм закона, меняющих правила компенсации страховыми компаниями своих расходов на возмещение ущерба водителям, которые пострадали в спровоцированных пешеходами ДТП.

“Сегодня поступает много жалоб от родственников погибших пешеходов на требования страховых компаний компенсировать им расходы на ремонт автомобилей.

Несправедливо, когда с людей, потерявших близкого человека, требуют оплаты ремонта машины, ставшей причиной трагедии”, – отметил он.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/6342756

Как оформить электронный полис ОСАГО

Закон об электронном полисе осаго

Будущее наступило.

Раньше для оформления ОСАГО нужно было идти в офис страховой компании и оформлять бумажный полис. С 1 января 2017 года правительство обязало страховщиков продавать ОСАГО через интернет. Новый электронный полис называют е-ОСАГО, и он полностью заменяет бумажный. С электронным удобнее, но есть и риск.

Евгений Попков

автолюбитель

В этой статье разберемся, как правильно купить е-ОСАГО, не попасть на мошенников и не переплатить.

По состоянию на 31 января 2017 года 70 компаний в России имеют лицензию на ОСАГО. Все они обязаны продавать е-ОСАГО. Актуальный реестр опубликован на сайте Российского союза автостраховщиков.

Реестр страховщиков меняется со временем: какие-то компании могут получить право продавать ОСАГО или лишиться его. Перед покупкой полиса проверьте, есть ли ваш страховщик в реестре

Для оформления электронного полиса ОСАГО вам понадобятся стандартные документы:

  1. Паспорт.
  2. Свидетельство о регистрации автомобиля или паспорт транспортного средства.
  3. Водительские удостоверения всех водителей, которые будут вписаны в полис.
  4. Действующая диагностическая карта.

Пункт 3 статьи 15 закона № 40-ФЗ

Зачем нужна диагностическая карта? Она подтверждает, что автомобиль прошел технический осмотр и на нем можно ездить по дорогам страны.

Проходить осмотр и получать диагностическую карту нужно у ОТО — оператора технического осмотра. Посмотреть реестр аккредитованных операторов технического осмотра можно на сайте РСА.

Так выглядит диагностическая карта

Электронный полис ОСАГО оформляется на сайте страховой компании. Лучше всего заходить на эти сайты из единого реестра, опубликованного на сайте autoins.ru: там ссылки ведут сразу на нужные разделы сайтов страховщиков.

Мошенники подделывают сайты страховых компаний, чтобы продавать поддельные полисы е-ОСАГО. Фальшивые сайты полностью копируют внешний вид официальных сайтов страховщиков и располагаются на доменах, очень похожих по названию на оригинальные.

Чтобы не попасть на фальшивый сайт:

  • проверяйте сайт компании в реестре на сайте РСА,
  • переходите по ссылкам из этого реестра, чтобы не ошибиться.

Ну и что? 27.02.17

В интернете продают поддельные полисы е-ОСАГО

Зарегистрируйтесь. Чтобы оформить е-ОСАГО, надо зарегистрироваться на сайте страховщика. При регистрации необходимо указать адрес электронной почты и номер мобильного телефона.

Если вы привыкли скрывать свои личные данные в интернете и укажете неправильную почту и телефон, то не сможете зарегистрировать личный кабинет на сайте страховой компании. А без него не сможете оформить е-ОСАГО.

После того как вы подтвердили адрес почты и номер телефона, вы получите доступ к личному кабинету.

В личном кабинете сохраняется информация по автомобилю, собственнику и водителям. Там же будет ваш полис е-ОСАГО. При необходимости всегда можно скачать его из личного кабинета и распечатать.

Заполните заявление. Следующий шаг — заполнить заявление на страхование в личном кабинете. Надо будет указать необходимую информацию об автомобиле, собственнике и водителях, допущенных к управлению.

Указывайте только достоверные данные. Вводите информацию строго так, как указано в документах: паспорте, водительских правах, ПТС, свидетельстве о регистрации автомобиля и диагностической карте.

Всю информацию, которую вы укажете в заявлении, сверят по базе данных РСА с тем, что было указано в предыдущем полисе ОСАГО. Если проверка выявит несоответствие, то вы не сможете рассчитать стоимость страховки и оформить полис е-ОСАГО.

Вот пример заполненного заявления:

Дождитесь результатов проверки. Когда вы заполните заявление, страховая компания проверит через базу РСА данные, которые вы ввели о собственнике, автомобиле и водителях.

Это нужно, чтобы узнать историю аварий, произошедших по вашей вине, и правильно определить коэффициент бонус-малус.

При успешной проверке через базу РСА калькулятор автоматически рассчитает стоимость полиса ОСАГО.

Если проверка через базу РСА не прошла, вам потребуется предоставить в страховую компанию сканы документов:

  1. Паспорта страхователя — разворотов с фотографией и регистрацией.
  2. ПТС или свидетельства о регистрации автомобиля.
  3. Водительских удостоверений всех водителей, которые будут вписаны в полис.
  4. Диагностической карты.

Одни компании просят прислать копии по электронной почте, другие предлагают загрузить их в личном кабинете на сайте.

Проверка документов может занять от 30 минут до нескольких дней. После проверки компания пришлет вам на почту расчет стоимости е-ОСАГО и ссылку на страницу оплаты полиса.

Сколько стоит е-ОСАГО. Стоимость электронного полиса ОСАГО не отличается от полиса, оформленного в бумажном виде. В обоих случаях компании используют одни и те же тарифы и поправочные коэффициенты, установленные законом.

Некоторые компании будут настойчиво предлагать опции к полису. По закону вы не обязаны их покупать. Отказ от опций никак не повлияет на оформление полиса е-ОСАГО.

Чтобы отказаться от навязываемых опций, просто отключите галочки в нужных полях и продолжайте оформление е-ОСАГО.

Страховые компании будут предлагать опции, но покупать их необязательно

Для оплаты полиса е-ОСАГО в личном кабинете вы переходите на защищенную страницу. Оплатить можно банковской картой, в некоторых компаниях — электронными деньгами.

На странице оплаты указаны доступные платежные системы и информация о защите данных

Перед тем как вводить данные карты, убедитесь, что страница защищена и в адресной строке стоит знак замка. Никогда не вводите платежные данные на сайтах, которые не защищены протоколом безопасности.

После оплаты вам на почту, указанную при регистрации, придет электронный полис ОСАГО в формате ПДФ. Полис также сохраняется в личном кабинете на сайте страховой компании, вы можете скачать его оттуда в любое время.

Полис е-ОСАГО с электронной подписью равносилен бумажному полису

Инспектор ГИБДД должен проверять факт того, что ваша ответственность застрахована, через специальный ресурс в сети ИМТСМВД России или сервис РСА. Для этого нужен ВИН-номер или регистрационный знак автомобиля.

Однако инспектор всё же может попросить вас предъявить распечатанный полис. На этот случай держите распечатку в бардачке. Также полезно иметь копию полиса в телефоне или планшете.

Электронный полис ОСАГО с точки зрения закона ничем не отличается от бумажного варианта. У него есть номер, серия, и в нем указана вся необходимая информация для оформления аварии.

Если у вас е-ОСАГО, но вы не распечатали и не возите с собой полис, то для оформления ДТП вам понадобится доступ в личный кабинет на сайте страховой компании. Убедитесь, чтобы под рукой всегда был смартфон или планшет с доступом в интернет.

После того как вы оформили и оплатили полис е-ОСАГО, рекомендуется проверить его действительность по базе данных РСА.

Для проверки зайдите на страницу сервиса просмотра сведений о договоре ОСАГО. Введите ВИН автомобиля и регистрационный знак. Результат успешной проверки — отчет, в котором указан номер полиса и название компании.

Если данные совпали с указанными в вашем полисе е-ОСАГО, то всё в порядке. Ваш полис настоящий

Если данные полиса по базе РСА не совпали с вашими или проверка вообще не прошла, то, скорее всего, вам продали фальшивый полис. Обратитесь в страховую компанию, от имени которой вам оформили полис.

Вернуть деньги за фальшивый полис вам, скорее всего, не удастся. Напишите заявление в РСА со всеми подробностями оформления фальшивого полиса. По крайней мере, это поможет заблокировать мошеннический сайт и спасти деньги других автомобилистов.

И помните, что ездить с фальшивым полисом нельзя. Поэтому в первую очередь оформите настоящий полис ОСАГО.
  1. е-ОСАГО обязаны оформлять все страховые компании, имеющие лицензию на обязательное страхование гражданской ответственности.
  2. Для оформления электронного полиса автомобилисту нужно зарегистрироваться в личном кабинете на сайте страховщика и заполнить заявление на страхование.
  3. Оплатить е-ОСАГО можно банковской картой на сайте страховой компании.
  4. Электронный полис нужно распечатать и возить с собой.
  5. Проверяйте подлинность сайта через перечень на autoins.ru, а подлинность полиса — в сервисе РСА по проверке сведений о договоре ОСАГО.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/buy-e-osago/

Закон об электронном полисе ОСАГО

Закон об электронном полисе осаго
Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?

Закон о электронном страховом полисе ОСАГО как таковой не принимался, законодатели в 2015 году приняли лишь поправки в уже действующий закон ФЗ №40 «Об ОСАГО», как его принято называть в народе.

Именно благодаря этим поправкам и появилось такое нововведение, как электронная страховка. Некоторые страховые компании вторили новым веяниям и добровольно ввели услугу онлайн-оформления, остальные же проигнорировали возможность дистанционного оформления по разным причинам.

Однако уже в январе 2017 вступили в силу еще одни поправки – что же интересного они привнесли?

Что сказано в законе

Использование действующих электронных полисов ОСАГО все прочнее входит в обычную жизнь, а основу этому положили еще в 2015 году, полностью регламентировав процедуру его оформления.

Все данные, которые используются при получении документа, основываются на информации, полученной в единой базе РСА, включая о заключаемых ранее страховках, произошедших ДТП и выплатах по ним, КБМ, водителе и его ТС.

Заявление оформляется прямо на сайте автостраховщика и заверяется простой электронной подписью, согласно п. 7. ст. 15.

Если обратиться к ФЗ №63 от 2011 года «Об электронной подписи» под данным термином принято понимать комбинации из пароля и логина к личному кабинету, которые подтверждают, что заявление прислано именно этим лицом.

Если же оформляется страховка на автомобиль юридического лица, то требуется усиленная электронная подпись.

Полис, согласно этому же пункту 7., заключается на основании тех же сведений, которые предоставляются обычно приобретателем при получении бумажного полиса. Направляется е-ОСАГО сразу после безналичной либо наличной оплаты, причем не позднее 1 рабочего дня, прошедшего после оплаты. Вместе с этим сотрудник фирмы обязательно вносит информацию в базу РСА.

Действия по переоформлению электронного полиса тоже предусмотрены в законе. Для того чтобы внести или изменить определенные данные, нужно будет все так же онлайн послать страховщику заявление с просьбой о внесении изменений в документ.

При необходимости (например, когда требуется вписать еще одно лицо) производится доплата по установленным тарифам.

В течение 2 дней компания должна либо предоставить полис с внесенными в него изменениями, либо уведомить гражданина, что переоформление невозможно в силу каких-либо причин.

Новые поправки

Начинает работать новый закон об обязательном автостраховании, а причиной тому послужили поправки, которые были внесены ФЗ №214 еще в июне прошлого года. Самая важная из них – это введение обязательного (именно так!) электронного ОСАГО.

То есть теперь абсолютно каждая страховая фирма, обладающая лицензией, обязана по закону предоставлять возможность оформления полиса при помощи интернета. Об этом должно быть соответствующее уведомление на сайте страховщика. Обязанность эта прописана в п. 7.2 ст.

15 закона «Об ОСАГО».

С начала 2017 года в силу вступают и указания ЦБ РФ, которые тоже касаются е-ОСАГО. Они сокращают вероятность небольшого мошенничества со стороны компаний, предоставляющих услуги по автострахованию.

Дело в том, что многие владельцы ТС заметили, что фирмы используют различные технические уловки (длительные тех. работы и т. д.), чтобы не предоставлять услуги удаленного оформления полиса.

Теперь все технические работы должны проводиться ночью, причем за сутки на сайте обязательно должно появиться соответствующее уведомление, а перерывы в работе портала не должны превышать 30 минут за сутки.

Если же вследствие технических проблем нельзя будет получить страховку, автовладельцу будет предложено перейти на сайт другой компании.

Кому откажут в выдаче е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО получить может любой желающий, но закон, как водится, предусматривает и перечень лиц, которые лишены возможности его получения. Сюда входят:

  1. Владельцы новых транспортных средств, купленных из салона. Если у машины не было собственников ранее и она не стояла на учете, то получить страховку дистанционно не получится.
  2. Если водитель, только недавно получивший водительские права, начнет оформление онлайн-полиса, то получит отказ. Все дело в том, что никаких данных о лице в базе РСА нет, следовательно, и проверить их подлинность не удастся.

В перечисленных выше случаях существует только один путь – посетить страховую фирму лично и приобрести ОСАГО самому, представив необходимые документы. А уже на будущий год, когда действие документа закончится и нужно будет его продлевать, получится сделать это через интернет.

Отказ в заключении договора обязательного автострахования получат так же лица, предоставившие сведения, которые не соответствуют действительности или искажены намеренно.

Не предназначен этот тип страховки для владельцев автомобилей, зарегистрированных в иностранном государстве и временно находящихся в России, поскольку о таких лицах данных в базе нет.

А это значит, что в подобном случае оформление возможно только после личного посещения.

Вопросы по е-ОСАГО

Несмотря на то, что возможность получения ОСАГО в электронном виде была введена еще в 2015 году, до сих пор по этому поводу возникает множество вопросов, а касаются они в основном того, как именно действует такая страховка и легитимна ли она.

Сразу стоит сказать, что никаких отличий электронное ОСАГО от бумажного не имеет, даже цена остается такой же. Действовать она начинает сразу с момента получения страхователем.

Экземпляр бумаги высылается на указанную почту, но и в личном кабинете на сайте страховщика он продолжает храниться.

Если бумажный полис привычнее, то всегда можно заказать его по почте, оплатив расходы на пересылку, и спустя несколько дней бланк строгой отчетности прибудет по указанному адресу.

Еще один важный вопрос – что показывать инспектору ГИБДД, когда он остановит транспорт для проверки документов. В п. 7.2 ст. 15 сказано, что полученный электронным способом документ приравнивается к бумажному документу.

А это значит, что его можно просто распечатать, чтобы предъявлять как при проверке документов, так и при регистрационных действиях в МРЭО.

Дело в том, что теперь подразделения ГАИ и инспекторы обладают выделенным каналом для проверки подлинности ОСАГО в базе РСА, поэтому и наличие бланка строгой отчетности не является обязательным фактом.

Источник: https://zakoniavto.ru/avtostrahovanie/zakon-ob-elektronnom-polise-osago.html

Памятка потребителям – оформляем электронный полис ОСАГО онлайн

Закон об электронном полисе осаго

С 1 октября 2015 года в России действуют электронные полисы ОСАГО, которые можно оформлять онлайн.

Возможность приобрести электронный полис у российских автовладельцев появилась с 1 июля, когда стала доступна услуга пролонгации действующего договора на сайте той страховой компании, с которой он был заключен.

С 1 октября появилась возможность заключать договор ОСАГО через интернет с любой страховой компанией, осуществляющей онлайн-продажи данного страхового продукта.

Юридические лица смогут приобрести электронные полисы с 1 июля 2016 года.

Для того чтобы приобрести электронный полис ОСАГО, достаточно на официальном сайте страховщика создать и направить заявление о заключении договора обязательного автострахования (абз. 2 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). При этом страхователь освобожден от обязанности предоставлять следующие документы:

·         паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

·         свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является организация);

·         документ о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о его регистрации, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

·         водительское удостоверение или его копия;

·         диагностическая карта.

Доступ ко всем необходимым сведениям в этом случае страховщики получают путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями (п. 4 ст. 15 закона об ОСАГО в новой редакции).

Стоит отметить, что при оформлении договора страхования на бумажном носителе в офисе страховщика за автовладельцем сохраняется обязанность предоставить все указанные документы (п. 3 ст. 15 закона об ОСАГО).

Если страхователем является физическое лицо, то заявление о заключении договора ОСАГО в электронном виде должно быть подписано простой электронной подписью. Вы можете указать свой СНИЛС, номер «пенсионного» счета, – на сегодняшний день СНИЛС является аналогом электронной подписи страхователя.

Для страхователей – юридических лиц установлена обязанность использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (абз. 5 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО).

Страхователю необходимо оплатить страховую премию и после получения подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика страхового полиса распечатать его.

Преимущество электронного полиса в удобстве оформления – полис можно купить в любое время, не выходя из дома. Еще одно преимущество в том, что при оформлении электронного полиса страховщик не может навязать свои дополнительные услуги, а именно эта причина часто становится поводом для многочисленных жалоб автовладельцев.

Памятка ОСАГО

СТРАХОВАТЕЛЬ – лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования.

СТРАХОВЩИК – страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств(далее – договор обязательного страхования) – это договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

При выборе страховой компании для заключения договора ОСАГО необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Страховая компания должна иметь лицензию, наличие которой можно проверить на сайте Банка России www.cbr.ru или на сайте «Российского союза страховщиков» (РСА) www. autoins.ru

   Страховая компания должна иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков.

Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у нее не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию автомобилей или гражданской ответственности их владельцев.

Для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщикуследующие документы:

заявление о заключении договора обязательного страхования, так же можно представить в электронной форме;

●   паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Предоставление диагностической карты не требуется в случаях, если:

● в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство (ТС) не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется;

● порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации;

● периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет 6 месяцев, а также случаев, предусмотренных законом.

По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования

При заключении договора ОСАГО страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков.

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных федеральным законом

Договор ОСАГО является публичным договором. Отказ в страховании ОСАГО не допускается по закону.

При надлежащемобращении страхователя отказ страховой организацииот заключения договора ОСАГО является неправомерным

Еслистраховаякомпанияуклоняется отзаключения договора ОСАГО, страхователь вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные убытки (п. 4. Ст. 445 ГК РФ).

Срок действия договора ОСАГО составляет 1 год, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом

В каких случаях можно расторгнуть договор ОСАГО досрочно:

● отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

● замена собственника транспортного средства;

●иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Как происходит процедура расторжения договора ОСАГО:

Для расторжения договора ОСАГО необходимо подать письменное заявление о его досрочном расторжении.

В заявлении указываются номер полиса, Ф.И.О. страхователя и государственный номер автомобиля.

Можно ли вернуть деньги при досрочном расторжении договора ОСАГО?

При досрочном расторжении договора ОСАГОпо инициативе страхователястраховая компания обязана не позднее 14 календарных дней с момента подачи заявления о досрочном расторжении договора возвратить страхователю часть страховой премии за неистекший срок действия договора страхования, но только если действие договора прекращается по причине отзыва лицензии у страховой компании или замены собственника автомобиля.

В иных случаях у страховой компании не возникнет такой обязанности.

Владельцу транспортного средства следует знать, что отказ страховой компании в заключении договора ОСАГО по причине нежелания владельца транспортного средства одновременно заключить договор добровольного страхования является недопустимым.

Источник: http://73.rospotrebnadzor.ru/content/111/40571/

Нужно ли распечатывать электронный полис ОСАГО в 2020 году и обязательно ли возить его с собой

Закон об электронном полисе осаго

После оформления е-полиса у автовладельца возникает довольно логичный вопрос: «Нужно ли распечатывать имеющийся электронный полис ОСАГО 2019 года?» В действующем законе нет конкретного указания, надо ли в действительности возить с собой распечатанный документ полиса ОСАГО, поэтому стоит детально разобраться в подобном вопросе. Это позволит избежать проблем и штрафов при встрече с сотрудниками ГИБДД.

Нужно ли иметь при себе полис?

В настоящий момент времени электронное ОСАГО приравнивается к традиционному, выданному страховой компанией на бланке строгой отчетности. Несмотря на это, вопросы относительно формы предъявления данного документа по-прежнему возникают.

Все дело в том, что до сих пор нетоднозначной формулировки относительно того, надо ли распечатывать зарегистрированный электронный полис ОСАГО 2019 года и требуется ли нотариальное заверение копии.

В связи с этим на практике возникает достаточно много споров с инспекторами ГИБДД, приводящих к штрафным санкциям за неимение данного документа.

Согласно нормам действующего законодательства, распечатка полиса не требуется.

Однако, при ее отсутствии доказать сотруднику ГИБДД наличие страховки будет достаточно сложно, что приведет к наложению штрафа за ее отсутствие или оставление дома. Проверять номер по базе далеко не каждый может и хочет.

Им выгоднее просто выписать штраф. Предъявив копию имеющегося полиса ОСАГО (электронного или бумажного), вы избавите себя от ряда проблем и финансовых затрат.

Что об этом говорит закон?

Согласно ст. 32 федерального закона «Об ОСАГО» автовладелец обязан возить с собой копию полиса страхования автогражданской ответственности, отпечатанную на бумаге.

В свою очередь в РСА утверждают, что распечатка совершенно не обязательна, но лучше иметь ее под рукой, поскольку можно столкнуться с такой ситуацией, когда сотрудник ГИБДД просто не имеет возможности проверить номер вашего документа по техническим причинам, при отсутствии связи и т.д.

Стоит также отметить, что еще 3 июля 2015 года ГУОБДД МВД России разослал по всем региональным подразделениям ГИБДД письмо с указанием относительно того, что штрафовать водителей за отсутствие копии страхового полиса нельзя, если предоставленные сведения проверены по базе РСА. Однако, ссылаться на это не стоит, поскольку данная позиция отражена лишь в письме и не зафиксирована на законодательном уровне.

Так, надо ли в реальности распечатывать электронный полис ОСАГО в 2020 году? Безусловно, да, поскольку инспектора руководствуются п. 2.1.1. ПДД, где говорится о том, что лицо, находящееся за рулем ТС, обязано по требованию предъявить утвержденный комплект документов, в который входит полис ОСАГО. А будет это бланк строгой отчетности или простая распечатка, совершенно неважно.

Нужно ли возить водителю с собой полис ОСАГО с 29 октября 2019 года?

С этого периода в законную силу вступает ряд поправок. Согласно новой редакции закона полис ОСАГО обязательно требуется возить с собой, но это может быть, как бумажный, так и электронный документ. Что удобнее, решать водителю.

Нужно возить с собой оригинал документа? Да, но только в том случае, если полис ОСАГО оформлен традиционным способом, а не электронно. Исходя из нововведений видно, что сами правила дорожного движения исправлены не были, а значит, инспектору все же потребуется предъявлять все документы. Именно на это и будут ссылаться при составлении протокола правонарушения.

С другой стороны, подобные действия сотрудников ГИБДД можно оспорить. Так, текст ПДД является всего лишь постановлением правительства РФ, т.е. подзаконным актом. Редакция 40-ФЗ «Об ОСАГО», вступившая в законную силу 20.10.2019 г. имеет решающее значение, что уравнивает бумажный и электронный полисы в правах. Следовательно, ксерокопия полиса ОСАГО, в частности электронного, не потребуется.

Как требуется распечатать электронный полис е-ОСАГО?

После приобретения страховки на сайте страховой компании вы можете скачать документ для дальнейшей распечатки.

В некоторых случаях страховщики высылают готовый документ сразу после оплаты на указанную при регистрации электронную почту.

При отсутствии данной опции, распечатку можно сделать непосредственно через личный кабинет на официальном портале страховой компании. Стоит также отметить, что сделать копию можно на домашнем принтере.

Нужно ли заверять распечатку полиса?

Обязательно ли иметь при себе полис ОСАГО, мы разобрались выше. Что касается его заверения, то делать этого не потребуется в связи с наличием на документе соответствующей цифровой подписи. При желании можно обратиться в страховую компанию и попросить распечатать документ на фирменном бланке или проставить печать на распечатке.

Но вообще это не обязательно.

Какое наказание для водителя без копии страховки?

При себе нужно иметь при себе распечатанный полис? Желательно это делать, поскольку при остановке инспектор потребует предъявления страховки.

Безусловно, он может проверить данные по базам РСА или МВД, но даже при этом владелец ТС получит штраф на довольно законных основаниях за обязательный документ, который был забыт дома. Выход из ситуации есть, можно скачать электронный полис на свое мобильное устройство, а при требовании предъявить инспектору ГИБДД.

За счет этого вы получите только предупреждение в устной форме. А вопрос, нужно ли печатать имеющийся электронный ОСАГО, если и так можно ездить, решается сам собой.

Штраф может составить 800 рублей, но если эл. полис точно есть, его можно обжаловать.

Можно ли ездить с распечатанной копией полиса ОСАГО?

Вместо оригинала с 2016 года можно использовать ксерокопию страховки транспортного средства. Но если у вас на руках имеется оригинал, то лучше предъявлять его для избежания лишних вопросов и штрафных санкций.

В том случае, если владелец транспортного средства страхует авто через интернет, то получить документ на официальном бланке он не сможет, только электронный формат на электронную почту. Нужен ли бумажный вариант в данном случае? Безусловно, желательно распечатывать полис ОСАГО. Так у вас будет документ для сотрудников правоохранительных органов по требованию.

Оформите ОСАГО прямо сейчас

Источник: https://rosstrah.ru/baza-znanyi/nuzhno-li-vozit-s-soboj-raspechatku-osago/

Реализация новых требований по ОСАГО: сложности, с которыми можно столкнуться

Закон об электронном полисе осаго

4 июля вступил в силу закон, который внес несколько существенных изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 23 июня 2016 г.

№ 214-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее – Закон № 214-ФЗ).

Рассмотрим эти нововведения подробнее и разберемся, могут ли у страховщиков и страхователей возникнуть какие-либо сложности в процессе реализации новых требований.

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (подп. “в” п. 4 ст. 1 Закона № 214). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь право страховых компаний.

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (п. 6 ст. 1 Закона № 214). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

О том, может ли потерпевший после получения согласованной страховой выплаты требовать от страховщика перечислить ему денежную сумму в большем размере и в каком случае, узнайте в материале “Порядок определения размера убытков, подлежащих возмещению в рамках ОСАГО в случае причинения вреда имуществу потерпевшего. Независимая техническая экспертиза и независимая экспертиза (оценка)” в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с регрессным требованием (п. 3 ст. 1 Закона № 214).

С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии.

При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая (абз. 7 подп. “в” п. 4 ст. 1 Закона № 214).

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат.

Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения (подп. “б” п. 1 ст. 1 Закона № 214).

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей.

“Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу”, – отмечает управляющий партнер компании “Антистраховщик”, руководитель портала “Антистраховщик.

рф” Илья Афанасьев. А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: “Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО”.

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также видит существенную проблему, связанную с реализацией данного требования.

Но связана она с другим: “Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД.

К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет”.

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО “За справедливые выплаты” Александр Коваль убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. “За год было продано более 220 тыс. таких полисов.

Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования”, – возмущается Юргенс.

Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении договора об уступке им права требования по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников.

С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов.

“Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля”, – комментирует Илья Афанасьев.

Солидарен с ним и Александр Коваль: “Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы.

Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику”. Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО “За справедливые выплаты”

“У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд.

Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ”.

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. “Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее”, – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию сроков по выплате страхового возмещения: “Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной “вилки”.

Тогда, когда это будет удобно страховщикам”. Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. “Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи”, – продолжает он.

***

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

Источник: https://www.garant.ru/article/797374/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.